Войти
ID
PW

Формирование деловых комп-ий

Н.И. Макеев – директор ГБОУ НПО ПУ № 9 г. Спасска

Социально-экономические процессы, происходящие в современной России, характеризуются поступательным развитием частного сектора в экономике, государственной поддержкой предпринимательских инициатив, укреплением демократических основ общества и оказывают непосредственное влияние на требования к качеству подготовки молодых специалистов, в том числе – выпускников учреждений начального профессионального образования (НПО).

В условиях финансового и экономического кризиса к имеющимся проблемам в системе НПО прибавились новые, обусловленные безработицей и затрудненным трудоустройством выпускников по полученным специальностям. В 2009 г. численность безработных в РФ составила 6,5 млн. чел., уровень безработицы – 8%. Это тревожная цифра, т.к. увеличение безработицы на 1% сверх естественного уровня (который для страны составляет 5%) приводит к потере ВВП на 2,5% и увеличению преступности на 8%. [1] Более трети безработных – молодежь в возрасте до 30 лет, среди них каждый пятый – выпускник учреждений начального профессионального образования. Таким образом, на рынок труда попадает рабочая сила, не пользующаяся спросом и не способная выдержать конкуренцию.

В настоящее время на федеральном и региональном уровнях принимаются антикризисные меры для поддержки экономики, внесены поправки в закон о занятости, выделены дополнительные средства на переобучение нетрудоустроенных выпускников. Однако, система НПО должна не только адекватно реагировать на кризис, но и модернизироваться на основе реализации компетентностного подхода к подготовке обучающихся.

Не смотря на то, что введение компетентностного подхода обусловлено решениями Болонского и Копенгагенского процессов, к которым присоединилась наша страна, следует отметить, что данный подход в определении целей и содержания образования не является совершенно новым для российской профессиональной школы. Ориентация на развитие личностных качеств обучающихся служила основой педагогики К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко и других выдающихся советских и российских педагогов.

Компетентностный подход предполагает не усвоение учащимися отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по-иному определяется система методов обучения. Профессиональная деятельность молодых специалистов характеризуется все возрастающей сложностью и динамикой, поэтому компетентностное обучение в учреждениях НПО должно помогать обучающимся решать новые проблемы в незнакомых ситуациях.

Компетенцию обучающегося в системе НПО можно определить как интегральное свойство личности, характеризующее ее стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности по полученной рабочей профессии. Ядро компетенции составляют деятельностные способности работника, но немаловажную роль играют и его личные качества, практический опыт.

В настоящее время все большую актуальность приобретает понятие «деловые компетенции», носящие общий, надпредметный и надпрофессиональный характер. Обладание ими делает обучающегося особенно ценным и конкурентоспособным специалистом, независимо от сферы его профессиональной деятельности. Профессионально развиваясь, такой специалист создает нечто новое в своей профессии.

Формирование деловых компетенций обучающихся учреждений НПО реализуется в процессе предпринимательской и производственной деятельности. Данный процесс предполагает овладение предпринимательской культурой и навыками профессиональной предприимчивости как экономически мотивированного рационализаторства при выполнении профессиональных задач. Под предпринимательской деятельностью мы понимаем проектно-практическую деятельность человека, направленную на создание новых источников ресурсов с целью получения прибыли.

Введение и формирование деловых компетенций учащихся в процессе предпринимательской и производственной деятельности в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для учреждений НПО, когда учащиеся могут хорошо овладевать набором теоретических знаний, но испытывают значительные затруднения в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

Социальными факторами, определяющими актуальность воспитания деловой активности в системе НПО, являются растущий престиж предпринимательства и перспективы его развития в регионах России, а также интерес учащихся к новым формам хозяйствования, их реальное включение в новые отношения по собственной инициативе и жизненной необходимости.

Пензенская область не является здесь исключением. На наш взгляд, одной из основных задач региональной системы НПО, в целом, (и каждого из ее учреждений, в частности) сегодня является не только подготовка высококвалифицированного, теоретически грамотного выпускника, но и предприимчивого специалиста, способного в реальной жизни применить свои практические знания для организации собственного бизнеса. Эту конкретную задачу мы и стараемся решать в процессе подготовки учащихся в нашем профессиональном училище № 9 г. Спасска.

Спасское профессиональное училище – старейшая кузница кадров. В 2009 г. училищу исполнилось 70 лет. За эти годы в его стенах было подготовлено более 20 тыс. высококвалифицированных рабочих.

В настоящее время в училище производится обучение следующим профессиям:

  • повар, кондитер;
  • ветеринарный фельдшер;
  • пчеловод;
  • тракторист-машинист сельскохозяйственного производства;
  • контролер сберегательного банка, кассир.

Предпринимательская подготовка учащихся учреждения НПО состоит из активных методов педагогической работы, направленных на выявление, формирование, закрепление и развитие предпринимательских способностей в профессиональной деятельности. Структура предпринимательской подготовки включает следующие компоненты:

  1. теоретический блок, состоящий из необходимых знаний о самостоятельной предпринимательской деятельности;
  2. практический блок, включающий в себя различные практико-ориентированные мероприятия.

Идя в ногу со временем, на уроках теоретического производственного обучения учащиеся постигают азы современного бизнеса, составляют бизнес-проекты и бизнес-планы, осваивают маркетинговое планирование и менеджмент на предприятии (которые необходимы для успешного функционирования субъектов малого предпринимательства), участвуют в различных олимпиадах и конкурсах.

Получив отличные знания по профессии, наша учащаяся Капасова М. заняла 2 место и получила сертификат на 6 000 руб. в областном конкурсе «Лучший предпринимательский проект – 2010» (номинация «Бизнес-старт»).

Весь учебный процесс неразрывно связан с предпринимательской и производственной деятельностью. На базе училища создано и успешно функционируют 9 производственных участков:

  1. инкубатор (в апреле 2010 г. было выведено и реализовано более 1 000 цыплят бройлерной породы, в настоящее время заложено еще 3 000 шт. яиц);
  2. птичник (в настоящее время оставлено на доращивание 250 голов цыплят);
  3. цех по производству грибов (за март-май 2010 г. выращено и реализовано более 500 кг. грибов-вешенок);
  4. тепличный комплекс (общая площадь – 100 м²; выращивается рассада томатов, перца, редис и лук, а также 300 кустов роз);
  5. кролиководческая ферма (в апреле 2010 г. было подготовлено помещение и закуплено 12 голов кроликов пород Немецкий великан и Баран, в настоящее время их количество увеличилось до 28 голов);
  6. животноводческая ферма (в настоящее время насчитывает 6 голов КРС: 3 - дойных коровы и 3 – молодняка; за 5 месяцев 2010 г. было надоено и реализовано   более 4 тонн молока);
  7. пасека (насчитывает 28 ульев, из которых в 2009 г. получено и реализовано более 200 кг. меда);
  8. цех по производству хлебобулочных и кондитерских изделий (регулярно производит для нужд училища и на продажу хлеб, поп-корн, сладкую вату и другие кондитерские изделия);
  9. посевные площади (насчитывают 172 га, из них 164 га – пашня; в 2009 г. получено около 100 тонн зерна, которое перерабатывается для нужд училища на собственной дробилке и реализуется населению).

Для реализации указанной продукции на территории училища открыт собственный магазин.

Кроме того, работниками училища учреждено 2 частных предприятия по следующим направлениям:

  1. розничная торговля в неспециализированных магазинах замороженными продуктами, в том числе хлебобулочными изделиями;
  2. использование вычислительной техники и информационных технологий (разработка и дизайн сайтов, компьютерная графика и консультирование в области информационных технологий).

Учащиеся полностью вовлечены в предпринимательский и производственный процесс под руководством мастеров производственного обучения и преподавателей. Видя результаты своего труда, учащиеся не только успешно осваивают свою профессию, но и получают практические знания и навыки для создания собственного бизнеса после окончания училища.

Необходимо отметить, что по каждому направлению производственной деятельности училища разработаны и утверждены бизнес-планы развития сроком на 3 года, в которых намечено следующее:

  1. инкубатор – выведение до 5 000 голов молодняка бройлерной породы в год;
  2. птичник – перевод на доращивание до 1 000 голов птицы в год, разведение перепелов для получения яиц на реализацию;
  3. производство грибов – строительство дополнительного цеха;
  4. тепличный комплекс  - строительство дополнительной теплицы площадью 150 м² для выращивания роз и комнатных цветов в горшках;
  5. кролиководческая ферма – ежегодное увеличение поголовья кроликов на 150 голов;
  6. животноводческая ферма – увеличение поголовья КРС до 15 голов;
  7. пасека – увеличение численности до 100 пчелосемей; закупка необходимого оборудования и организация производства вощины;
  8. цех по производству хлебобулочных и кондитерских изделий – увеличение ассортимента выпускаемых хлебобулочных изделий и создание индивидуального предприятия соответствующего профиля;
  9. посевные площади – увеличение урожайности до 30 центнеров с гектара.

Таким образом, интеграция бизнеса и начального профессионального образования в рамках производственно-предпринимательской деятельности, реализуемой ГБОУ НПО ПУ № 9 г. Спасска, способствует формированию деловых компетенций учащихся, стимулирует выбор адекватных моделей поведения, а в перспективе – поможет выпускникам лучше адаптироваться в условиях регионального рынка труда, расширит их кругозор и свободу действий, сделает их конкурентоспособными специалистами, способными к самостоятельному трудоустройству и открытию своего бизнеса по полученной специальности.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что сегодня достаточно остро стоит вопрос: насколько способно учреждение НПО обеспечить новое качество развития производительных сил, чтобы на выходе из кризиса мы имели квалифицированную, настроенную на модернизацию рабочую силу, а не трудовой балласт?

Требования к молодым специалистам на рынке труда растут – статус молодого специалиста, к сожалению, остается низким. Изменить ситуацию и увеличить реальные шансы выпускника системы НПО на трудоустройство в масштабах регионального рынка труда возможно, если обеспечить:

  • переход на контрактную подготовку, введение сертификатов качества для выпускников с помощью создания для этого правовой базы и социальных условий;
  • формирование совместно с работодателями программы трудоустройства и закрепления выпускников, включения учащихся в инновационные социальные программы развития предприятий;
  • своевременное формирование и корректировку содержания обучения, которое не должно утрачивать актуальность к окончанию сроков обучения;
  • изменение условий обучения по дополнительным профессиональным программам, предоставление возможности получения 2-3 смежных профессий;
  • формирование деловых компетенций обучающихся в процессе предпринимательской и производственной деятельности для создания своего бизнеса после обучения.

В заключение следует отметить, что малое и среднее предпринимательство сегодня играет важную роль в решении важных экономических и социальных задач, способствует созданию новых рабочих мест на региональных рынках труда. Создание крепкой культуры предпринимательства жизненно необходимо для общего роста экономики России и для того, чтобы экономика Пензенской области могла быть конкурентоспособной в будущем.


Литература

[1] Кязимов К.Г. Резервы развития учреждений профессионального образования в условиях кризиса. /Профессиональное образование. Столица./ №5 2009.

Designed by
Alexey Makeev